Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Сто вопросов с одним ответом

Четверг, 22 октября 2009

Версия для печати

Сегодня в Законодательном собрании пройдут общественные слушания по проекту бюджета на 2010-2012 годы. 22 октября документ предварительно обсуждался на расширенном заседании комитета по бюджетной и налоговой политике.

Дебаты по проекту бюджета – обычно самая яркая звезда на тусклом, в общем, политическом небосводе Забайкалья. Тут тебе и эмоции, и выказывание недовольства генеральной линией, и какая-никакая партийная борьба… Всё, конечно, в строгих рамках приличия, но по другим поводам не случается вовсе ничего. Обсуждение бюджета словно открывает некие клапаны, через которые вырывается накопившийся пар. На таких заседаниях застёгнутые на все пуговицы политики вдруг начинают говорить заголовками, высказывая вслух часть того, что думают и знают, причём на глазах у изумлённой публики. И хотя, по большому счёту, ничего нового из года в год не происходит, сами дебаты, безусловно, остаются событием интересным, от которого всё-таки ждешь сюрпризов.

Новинкой нынешних бюджетных дебатов в Законодательном cобрании стало, конечно, не общее недовольство депутатов предложенным документом. Министр финансов Светлана Доробалюк печально заметила, что такой бюджет никому не может понравиться, и ей самой в первую очередь, да что ж делать? Сюрпризом стало то, что в прошлые годы парламентарии пытались выбить дополнительные деньги на помощь районам, на бесплатное питание детей, на льготы для ветеранов труда, на строительство школ и больниц, на повышение зарплаты бюджетников… Короче говоря, в центре внимания всегда оказывалась социалка. А вчера участников расширенного заседания парламентского комитета по бюджетной и налоговой политике волновал, в основном, вопрос: почему сведена к минимуму поддержка реального сектора экономики?

Картина действительно вырисовывается невесёлая. В общем объёме расходов траты по разделу «Национальная экономика» занимают лишь 9,8%, в денежном выражении – 2,7 миллиарда рублей. Правда, в этом году ситуация была не сказать что принципиально иной: доля расходов на реальный сектор экономики не дотягивала до 12%. Но, для сравнения: на выплату заработной платы край в будущем году потратит 5 миллиардов рублей, на исполнение всех социальных обязательств – более 3 миллиардов рублей.

Основную долю в затратах на экономику занимает, как это ни удивительно, вечно нищее сельское хозяйство. Даже при том, что расходы на него урезаны на 270 миллионов, доля финансирования АПК остаётся самой крупной в тратах на экономику Забайкалья. Конечно, лучше от такого «рекорда» крестьянам не станет, потому что фактический объём затрат остаётся мизерным. А больше всех не повезло дорожно-строительному комплексу, потерявшему около 60% бюджетных денег. Основная причина в том, что развитие аграрного сектора всё еще софинансируется федеральным бюджетом через различные программы. А вот от большинства расходов по строительству дорог Москва отказалась.

Кстати, о программах. В проекте бюджета отражены только 23 документа на общую сумму 628 миллионов рублей. Это на 53,8 миллионов меньше, чем в 2009 году. Реальная потребность в ресурсах на будущий год составляет 2,2 миллиарда рублей. И, конечно, это только те программы, которые предусматривают софинансирование из федерального бюджета. Аналогичная ситуация с капитальными вложениями. На строительство 77 объектов предлагается выделить около 140 миллиардов рублей, то есть даже не по два миллиона на стройку, а фактически нужно 600 миллионов рублей.

Понятно, что такое положение вещей у депутатов, многие из которых сами руководят крупными предприятиями, энтузиазма не вызвало. Особенно резко высказывался директор дарасунского завода горного оборудования Сергей Белоногов, которого возмутили довольно оптимистические прогнозы Правительства на 2011 и 2012 годы (власти рассчитывают на некоторое оживление экономики и рост производства). «По-вашему, получается, что чем сильнее мы падаем, тем больше растём, – язвительно говорил парламентарий. – Сидим, надеемся на какой-то рост, и ничего для этого не делаем! Я предлагал ещё год назад методы поддержки для реального сектора: снижение налоговых ставок, компенсацию либо субсидирование по нашим чудовищным тарифам. Мы вот-вот получим неработающий край, потому что негде же будет работать!»

Председатель комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности Болот Аюшиев был более осторожен и даже оговорился, что высказывает сейчас только личное мнение. Мнение человека, который много лет был председателем комитета по финансам Читинской области и не раз сам представлял депутатам бюджет, было таким: при сложившейся ситуации никакого другого документа, кроме социального, ждать нельзя, но в долгосрочной перспективе это очень, очень плохо.

Руководитель строительного предприятия, депутат Владимир Корытцев, нахмурившись, смотрел на список объектов, которые предполагалось строить за счет бюджета. «Вы планируете рост объёмов строительства, – обратился он к министру экономики края Баиру Галсанову. – Нам все пишут хорошие показатели, а фактически состояние отрасли – страшное. Многие держатся на плаву только потому, что их в этом году заняли на капитальные ремонты благодаря федеральным деньгам». Для спасения отрасли Корытцев предложил увеличить дефицит бюджета на 3%, занять деньги в банке и профинансировать в полном объёме капитальное строительство. Тогда не придётся тратить деньги на консервацию и охрану объектов, наоборот – они будут приносить прибыль.

Этот же путь – увеличение дефицита бюджета, который на сегодня составляет 8,5% от объема доходов при допустимых 15% – предложил глава КПРФ Сергей Сутурин. В пространной речи, которую он произнёс хорошо поставленным громким баритоном, главный коммунист предложил правительству действовать как можно смелее и наращивать дефицит во имя благой цели развития края. «В конце концов, сейчас все живут в долг!» – заключил Сутурин.

Министерство финансов пойти по этому пути, столь очевидному и лёгкому, отказалось категорически. Светлана Доробалюк привлекла внимание собравшихся к тому факту, что федеральный центр фактически отказал Забайкалью в дополнительной помощи. До сих пор регион в особо печальных случаях (которые случались постоянно) всегда мог рассчитывать на получение дотации на сбалансированность. В 2008 году Москва подбросила нам 2 миллиарда рублей, в 2009 году – 1,6 миллиарда. Но с будущего года край, если уж ему так нужно, должен будет брать бюджетные кредиты. Никаких бесплатных и безвозмездных денег больше не будет. И это при том, что Федерация на 5 миллиардов рублей сократила объём дотаций, субсидий и субвенций, одновременно сбросив на регион некоторые свои полномочия и отказавшись софинансировать многие расходы, которые до этого помогала краю оплачивать. Общая сумма затрат на эту «радость» превышает 800 миллионов рублей.

«Нет никакой гарантии, что Москва даст нам даже кредит, – убеждала министр финансов. – А брать деньги в банке под сумасшедшие проценты я не вижу смысла». Она привела цифры: до конца 2010 года Забайкальский край должен выплатить 2 миллиарда рублей; на выплату процентов по кредитам приходится отдавать 337 миллионов казенных средств.

Министерство поддержали эксперты Контрольно-счётной палаты: «У нас есть сомнения, что даже этот бюджет будет исполнен. Увеличивать дефицит в таких условиях рискованно. Залезть в долговую яму недолго, а вот выбираться будет трудно».

В ответ на это Сергей Сутурин предложил обратиться с письмом к президенту Медведеву и председателю правительства страны Путин: «Надо указать федеральному центру, что он не может так поступать с Забайкальем! Что мы приграничный регион! Что так с нами нельзя!»

Много ещё вопросов задали депутаты разработчикам бюджета. Зачем правительство края предлагает тратить дополнительные деньги, создавая Общественную палату и уполномоченного по правам человека? Почему не увеличился фонд оплаты труда бюджетников, и как можно при этом ожидать какого-то роста реальных доходов населения, если только запланированная инфляция в будущем году превысит 10%? Как предполагается отвлечь сельских жителей от пьянства и «воспитывать человека», в очередной раз урезав траты на культуру? Почему уменьшена сумма на компенсацию расходов по пригородным перевозкам для Забайкальской железной дороги, когда весной из-за закрытия части маршрутов люди уже готовы были ложиться на рельсы?

Ответов не было. Вернее, он был фактически один и тот же: для исполнения всех полномочий краю надо 42 миллиарда рублей, а подхватить, с трудом, он может только на 27 миллиардов. Обеспеченность Забайкальского края на 2010 год составит только 65%, и лучше, судя по всему, в ближайшие три года не будет.

Евгения Терентьева

Обсудить на форуме

Источник: Читинский Городской Портал