Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Свет сквозь три беды

Среда, 31 марта 2010

Версия для печатиНашли ошибку в тексте?

26 марта запомнилось журналистам фразой главы Шилкинского района Олега Золотухина: «Сегодня в России не две, а три беды: дороги, дураки и мы с вами». Произнес он её на заседании Совета представительных органов, который по традиции собирает Законодательное собрание края. Речь шла, как нетрудно догадаться, о состоянии автомобильных дорог.

Информировал районных представителей заместитель председателя правительства Александр Холмогоров, который курирует это расстрельное направление. После его доклада Золотухин скажет: «Людям-то всё равно, чья дорога. Ему важно, что она плохая». Но ничего не поделаешь, объективная реальность сегодня такова, что дороги поделены на федеральные, региональные и муниципальные. С первыми всё в порядке, потому что финансируются они по нормативу – 250 тысяч рублей на километр. А вот с остальными дело обстоит гораздо хуже. В прошлом году край, в распоряжении которого почти 9 тысяч километров автодорог, потратил на дорожное хозяйство чуть более миллиарда рублей. Большая часть этой суммы, полученная из федерального бюджета, была потрачена на строительство восьми дорожных объектов. А на содержание и ремонт пошло всего лишь 243 миллиона рублей, то есть 27 тысяч рублей на километр. В районах ситуация ещё хуже: там в большинстве случаев деньги на дороги дают только поселения, кошелёк которых и без того пуст и тёмен. Результат такой финансовой диеты на своей шкуре ощущает каждый.

«Необходимо отметить, что состояние автодорог края по итогам 2009 года осталось неудовлетворительным. Работы проводились для профилактики и ликвидации размывов и заносов. Не было капитального ремонта покрытий, большая часть которых изношена полностью и ямочным ремонтом её не восстановить. «Недоремонт» на автодорогах края в 2009 году достиг критического уровня», – констатировал Александр Холмогоров. Особую озабоченность, по его словам, вызывает состояние мостов. Почти 800 из них – деревянные, и ездить по ним опасно для жизни. Эти мосты построили десятки лет назад как временные, так что теперь они с завидным постоянством требуют всё больших денег на ремонт.

В нынешнем году ситуация не стала лучше. Наоборот: ассигнования на ремонт и содержание дорог уменьшились до 200 миллионов рублей. При этом стоимость основных расходных материалов серьёзно возросла. Что касается строительства – если в прошлом году край еще мог вложить в это какие-то собственные средства, то теперь работы ведутся почти исключительно на федеральные деньги. В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» край получает 523 миллиона рублей. На эти деньги планируется завершить строительство дороги от трассы «Амур» до Могочи, ввести в эксплуатацию мост через ручей у села Смоленка, начать работы на 12-километровом участке Могойтуй – Сретенск – Олочи. Кроме этого, нужно где-то найти деньги на капитальный ремонт моста через Ингоду возле Дровяной и на завершение работ на трассе Краснокаменск – Мациевская.

Понятно, что в таких условиях ни о каком развитии дорожной сети речь не идёт. Александр Холмогоров в своем докладе подчеркнул, что в ближайшее время основной задачей краевой власти является сохранение того, что есть. «Единственным выходом для обеспечения целостности транспортной инфраструктуры Забайкальского края и сохранения хотя бы магистральных автодорог, опорной сети является скорейшая передача автомобильных дорог, соответствующих критериям автодорог местного значения, в муниципальные образования», – сказал зампредседателя правительства. Чем, мягко говоря, не обрадовал сидящих в зале глав районных советов. И уж тем более никакого оптимизма не вызвало у собравшихся предложение Холмогорова предусматривать в местных бюджетах хоть какие-то деньги на дорожное хозяйство.

«Ведь вы же утверждаете бюджет! – увещевал Александр Анатольевич. – Сейчас в крае есть достаточные мощности для того, чтобы содержать и ремонтировать дороги, но надо же, чтобы к этому подключались на местах. Нужна последовательная политика, может быть, программный метод. Да, у вас мало денег. Но если вы со своей стороны хоть что-то заложите, мы, безусловно, будем вас поддерживать. Поймите, что содержание дорог – это такие же ваши полномочия, как выплата зарплаты и подготовка к зиме коммунальной инфраструктуры. А сейчас средства на муниципальные дороги требуют либо с края, либо с поселений». В качестве примера такого отношения к делу Холмогоров привёл Петровск-Забайкальский и Красночикойский районы. В первом на дороги в 2010 году потратят 740 тысяч рублей, во втором 1,6 миллиона рублей – и всё деньги поселений. Районная же власть не дает на эти цели ни копейки.

У представителей муниципалитетов, конечно, нашлись свои аргументы. Все, кто выходил на трибуну, называли протяженность своих направлений и цифру, реально необходимую для того, чтобы эти направления стали дорогами. Цифры впечатляли. Ещё больше впечатляли рассказы о том, в каком состоянии находятся сейчас трассы и мосты, и что будет, если они вдруг перестанут функционировать.

Председатель читинской думы Александр Зенков, например, напомнил всем про ужасные пробки в Чите и аварийный мост через Ингоду. Глава совета Балейского района Виктор Ушаков сообщил, что у него в районе закрыты пять мостовых переходов на участке дороги Нерчинск – Шонуй. Организованы объезды, но весной их просто размоет, и тогда без транспортного сообщения останутся шесть сёл. «У нас была такая ситуация в 1988 году, – говорил Ушаков. – Тогда медикаменты и продукты мы доставляли вертолётом. Что будем делать теперь, я не представляю». Еще одна головная боль борзинца – фактически раздавленный мост через Талангуй. Зимой там была ледовая переправа. Как только потеплеет, два села окажутся отрезанными от мира.

Карымский спикер и глава администрации района Григорий Ванчугов рассказал, что состояние дорог в его районе ниже всякой критики. Все трассы «раздеты», то есть дорожного полотна нет. Если по дороге пойдет грейдер, ему нечего будет равнять, потому что двигаться он будет по основе. Да и взять этот грейдер, в общем, негде – техника, находящаяся в распоряжении муниципалитетов, давно пришла в негодность. Районный бюджет, по словам Ванчугова, напрягся и намерен купить грейдер за 2,2 миллиона рублей… Тут его прервал Александр Холмогоров, который напомнил, что в крае есть достаточное количество предприятий, которые могут обслуживать дороги районов. Так что нет никакой необходимости тратить дикие деньги на покупку техники. Нужно только объявить конкурс и выбрать.

Ощущение, что выход существует хотя бы из одного тупика, развеял глава совета Шилкинского района Олег Золотухин. Он заметил, что никакое предприятие не возьмется ремонтировать и обслуживать дороги на те мизерные деньги, которые сегодня может предложить им район. «Ну, дадим мы 250 тысяч рублей им на всё-про-всё. Они и сделают нам километр, потому что в противном случае никто не примет у них работу – она просто ГОСТу соответствовать не будет», – заявил муниципальный лидер. Ещё он сообщил, что расстояние между Шилкой и Нерчинском обслуживает только одно ДЭУ, которому хватает сил на муниципальные дороги только два раза в год. Между тем по этим страшным трассам проходит 57 школьных маршрутов, а отвечать за них, в соответствии со странными вывертами современной жизни, должны почему-то руководители школ. «Мы обращались к вам по поводу создания единого предприятия, которое обслуживало бы и краевые, и муниципальные дороги. Вы соглашались. Но результата нет», – напомнил Золотухин зампредседателя правительства. Спрашивать, почему нет, не хотелось. И так понятно: нет денег – нет предприятия.

Представители муниципалитетов считают нужным, во-первых, перераспределить поступления от транспортного налога в пользу районов. Во-вторых, краевым властям было предложено разработать программу «Дороги Забайкалья» и уже за счёт неё решать многочисленные проблемы дорожной отрасли. В-третьих, представители районов считают очень важным объявить 2011 год Годом муниципальных дорог и весь этот период финансировать дорожную деятельность в муниципальных образованиях в приоритетном порядке. Все эти предложения были отражены в решении Совета представительных органов, и спикер Заксобрания Анатолий Романов пообещал, что парламент сделает, что сможет, чтобы они воплотились в жизнь. Никто не спросил, насколько велики отчисления от транспортного налога и решат ли они все дорогостоящие проблемы отрасли. Никто не вспомнил о многочисленных программах, которые принимались на ура и потом не финансировались. Никто не оглянулся назад, чтобы проверить, как отразились прошедшие Годы на селе, молодёжи, семье и учителе.

Оно и понятно. Хотелось смотреть вперёд и видеть впереди свет. Пусть даже и в конце тоннеля.

Евгения Терентьева

Источник: Читинский Городской Портал